Воскресенье, 19.05.2024, 08:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2010 » Июль » 5 » Практические аспекты организации оглашения в масштабах благочиния 2
19:28
Практические аспекты организации оглашения в масштабах благочиния 2
После того, как разобрана проблема деятельного обращения к вере, необходимо разобрать в Кого верят христиане.Тематика бесед у современных катехизаторов.

Анализ разных огласительных бесед показывает, что тематика бесед в основных вопросах у всех совпадает. Принципиальные моменты, на которые обращают внимание современные катехизаторы, это:

1. Вера и неверие, правильное понимание Бога.

2. Грех и покаяние.

3. Как совершилось наше спасение. Почему Христос – Спаситель.

4. Заповеди и молитва.

5. Церковь и Таинства.

В данной тематике заложена определенная логика.

1. Первым шагом на пути к Богу должно быть сознательное и всецелое обращение человека к Богу. Поэтому в первой беседе должны быть даны правильные понятия о состоянии человека без веры и осмыслено значение и проявления веры в жизни человека. После того, как разобрана проблема деятельного обращения к вере, необходимо разобрать в Кого верят христиане. От понимания Бога зависит характер взаимоотношений с Ним. В этой же беседе может быть затронута тема совершенства сотворенного Богом мира и состояния человека до грехопадения, предназначение человека.

В начале первой беседы желательно кратко рассказать о значении огласительных бесед, об историческом опыте Церкви в деле оглашения. Важно кратко ознакомить слушателей с содержанием всех бесед, временем их проведения и продолжительностью. Если по окончании бесед предполагается исповедь для готовящихся к Крещению или Венчанию, лучше предупредить об этом заранее. Здесь же заранее можно пригласить людей на «День открытых дверей» (о «Дне открытых дверей» см. ниже).

Обычно люди, приходящие на беседы не имеют понятия об участии в богослужении, домашней молитве, посте. Поэтому необходимо предложить им начать молиться и поститься по мере сил и возможностей. В качестве первого молитвенного правила для обучаемых в обнинской ШНК на период обучения предлагалось чтение молитв «Символ веры» и «Отче наш». Так как «Символ веры» имеет большое значение и должен быть прочитан крещаемым или восприемником при совершении крещения, то была введена традиция его прочтения священником перед беседами после «Царю Небесный». Для того чтобы каждый слушатель мог следить за чтением молитвы, ее текст был размещен на баннере.

2. Обращение к Богу обязательно должно быть связано с покаянием и изменением образа жизни. В этой связи важнейшей темой является осознание проблемы греха в жизни человека. Правильное понимание проблемы греха – одно из оснований верного духовного настроя. В обывательском сознании господствуют далекие от православных и весьма уродливые представления о грехе и, соответственно, покаянии. Раскрытие подлинного учения Церкви о первородном грехе и его последствиях, о страстях и последовательности развития греха в человеке от прилога до падения, дает новоначальным возможность глубоко заглянуть в свое сердце и осознать необходимость покаяния. В этой же беседе должны быть даны и правильные понятия о покаянии и таинстве Исповеди.

3. Беседа о грехе помогает осознать глубину падения человека и необходимость в Спасителе. Здесь необходимо дать правильное православное учение об искуплении и Втором Лице Святой Троицы. Правильное понимание спасения – это верное руководство в духовной жизни. Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «Незнание, в чем состоит спасение, сообщает действиям нашим на поприще добродетели неопределенность, неправильность» (Слово о спасении и христианском совершенстве).

4. Для человека, обратившегося к Богу и ищущего спасения, очень важно знать, в чем заключается путь ко спасению. Что ему делать для достижения спасения, в чем состоит для него воля Божия, которой он должен руководствоваться в своей жизни, чтобы не погибнуть. Это практическое знание должно быть раскрыто в беседе о заповедях Ветхого и Нового Заветов. Жизнь христианина и исполнение заповедей немыслима без участия молитвенной жизни Церкви и личной молитвы. Данный вопрос можно осветить в контексте разбора четвертой заповеди Декалога.

5. Для обратившегося к вере человека необходимо верное понимание Церкви, членом которой он стал. «Без Церкви нет спасения», «Христианства нет без Церкви» говорил свщмч. Иларион (Троицкий). Учение о Церкви – это одна из истин веры, которая с наибольшим трудом воспринимается современным человеком, которому «посредники не нужны». Парадоксальность ситуации заключается в том, что хотя посредники человеку не нужны, он стремится именно от них получить Крещение, Венчание, освящения и прочие священнодействия. Задача данной беседы показать противоречивость обывательских взглядов на Церковь и важность ее в деле спасения. Здесь же важно дать и основные понятия о Таинствах Церкви.

Как и первая беседа последняя является организационной. На последней беседе необходимо рассказать слушателям о том, что в дальнейшем им нужно сделать для участия в таинствах. Здесь же должно прозвучать приглашение на «День открытых дверей», важно рассказать о том, где человек может продолжить свое духовное образование, в каких храмах и в какое время ведутся библейские занятия или богословские беседы.

Указанный тематический план не может дать человеку полного представления о вере. Основная задача бесед – помочь человеку определиться в ключевых понятиях духовной жизни и указать направления работы над собой.

Качество проводимых бесед в наибольшей степени зависит, во-первых, от способностей катехизаторов и их заинтересованности; во-вторых, от наличия наглядных пособий и технических средств обучения.

Катехизаторы.

Наиболее удачным следует признать вариант, когда беседы проводятся не мирянами, а священниками. Хотя миряне-катехизаторы могут помогать священникам, принимая участие в беседах или заменяя священников в случае необходимости. Подбор катехизаторов должен осуществляться исходя из понимания, что система оглашения – это презентация христианства, требующая высокого уровня работы. Централизованная в рамках благочиния система оглашения позволяет привлекать для проведения огласительных бесед весь потенциал богословски образованных и способных эффективно работать с людьми священников и мирян. В практике обнинской ШНК хорошо проявила себя практика чередования священников на беседах. Чередование священников позволяет людям познакомиться с разными пастырями и увидеть многообразие подходов к проблемам духовной жизни.

Техническое обеспечение бесед.

Технические средства (телевизор, видеопроектор), наглядные пособия (схемы, крупные тексты молитв), вносят значительное разнообразие в беседы и увеличивают степень усвоения материала. К каждой беседе может быть создана видео-презентация или подобраны видеосюжеты (продолжительностью 5-10 минут).

Библиотека оглашенного.

Существенную помощь в обучении людей вере может оказать небольшая, но тщательно подобранная библиотека, соответствующая запросам новоначального христианина. Книги из данной библиотеки должны быть предложены людям, ожидающим начало беседы или после ее окончания. Желательно, чтобы книги предоставлялись людям без записи на время обучения в ШНК. Каждая книга должна быть помечена штампом ШНК с указанием условий выдачи. Практика показывает, что люди стараются добросовестно возвращать книги в храм и потери библиотеки бывают весьма незначительны. Примерно один раз в квартал необходимо дополнять книжный фонд. Обновление библиотеки оглашенного может быть не только делом храма. В этом деле охотно принимают участие прихожане, жертвуя деньги на литературу или покупая книги самостоятельно.

Исповедально-доверительна>я беседа.

Важным аспектом огласительной работы является исповедально-доверительна>я беседа со священником. Она должна проводиться священником того храма, в котором человек будет принимать Крещение (Венчаться, крестить своих детей). Если взрослый человек сам готовится к Крещению, то беседа может проводиться в форме исповеди без чтения разрешительной молитвы (практика прот. Дмитрия Смирнова, а также обнинской ШНК). По сути Венчания, люди, готовящиеся к принятию этого Таинства, должны исповедоваться и причаститься. Если родители желают крестить своих детей, то они также могут исповедоваться (желательно, чтобы исповедовались не только родители, но и восприемники). Если родители (восприемники) еще не готовы к исповеди, то священник может в форме беседы задать им интересующие его вопросы. Таинство Исповеди перед Венчанием или Крещением детей, если человек ранее не состоял в евхаристическом и молитвенном общении с Церковью, будучи крещеным, является чином его присоединения к Церкви. Для того, кто принимает Крещение во взрослом возрасте, исповедание грехов является важным шагом на пути осмысления своего духовного состояния и изменения жизни. Для священника важно на исповеди или в форме исповедально-доверительной беседы выяснить вопросы канонической допустимости совершения Таинств над данными людьми (или их детьми), а также ознакомиться с их личным опытом духовной жизни. В какой-то степени исповедально-доверительна>я беседа может иметь значение испытания веры новоначального.

Для настоящего времени важно отметить, что канонически недопустимо совершение таинств, если человек, желающий принять Крещение, Венчание, крестить своего ребенка, состоит в блудном сожительстве, который называют сегодня «гражданским браком». Такого человека нельзя признать годным и к выполнению обязанностей восприемника. Недопустимо совершение таинств над людьми, нежелающими исправлять свою жизнь и считающими нормой аборты, над теми, кто практикует оккультные методики оздоровления, занимается магией, медитацией. Человеку, который сознательно противится исправлению жизни и приведению ее в соответствие с христианскими нормами нужно рекомендовать отложить Крещение (свое или своих детей) и серьезнее обдумать серьезность этого шага. В беседе с крестными и родителями необходимо выяснить, все ли они крещены, и нет ли среди них людей, исповедующих иные религии или принадлежащих к религиозным сектам.

Не менее важно, чем выяснение канонической допустимости, ознакомление с личным духовным опытом человека, пришедшего в Церковь. Современный человек приходит в Церковь, зачастую имея за плечами солидный багаж оккультного мистического опыта, суеверий и ложных стереотипов о духовной жизни. Некоторое количество людей приходит из сект и иных религий. Если священник не знает прежнего духовного опыта человека, то его советы будут малоэффективными, а в некоторых случаях могут нанести духовный вред.

«Дни открытых дверей».

Желательно, чтобы знакомство со священником не ограничивалось исповедально-доверительно>й беседой, а развивалось. Одним из способов развития отношений оглашенных со священником и прихожанами может быть практика организации для них мероприятий по типу «Дня открытых дверей». В опоре на опыт обнинской ШНК «дни открытых дверей» могут быть организованы следующим образом. На последней беседе слушателям объявляется, что все желающие приглашаются на «День открытых дверей» такого-то храма в такой-то день и такое-то время. Так как посещение «Дня открытых дверей» дело добровольное, многие слушатели на него не приходят. Для удобства организации мероприятия на последней беседе лучше сразу уточнить количество желающих прийти. Даже если из всего курса будет только один желающий, ради него стоит проводить «День…» По сути «День открытых дверей» может продолжаться час или полтора. Так как он проводится достаточно часто (почти каждый месяц), то его программа не может быть трудоемкой. Да в этом и нет особой нужды. К назначенному часу для встречи с оглашенными должен прийти священник. Чем больше прихожан вместе со священником будут принимать участие во встрече, тем лучше. Хорошо пригласить пожилых и молодых членов приходской общины, и мужчин, и женщин, преподавателей воскресной школы и певчих. Прихожане к этому дню могут испечь своими руками угощение, подготовить в качестве подарков книжки о духовной жизни. В назначенный час все встречают оглашенных и проводят краткую беседу с рассказом о храме и его святынях, о воскресной школе и приходской жизни, о духовенстве и прихожанах. После экскурсии по храму устраивается чаепитие и беседа со священником. Чаепитие можно разнообразить выступлением приходского хора и просмотром короткометражного фильма. В ходе чаепития желательно познакомить оглашенных с постоянными прихожанами храма. В конце мероприятия всем будущим прихожанам храма от лица настоятеля или прихожан можно подарить книжки, фильмы или аудиозаписи.

Крещение.

Важным методическим аспектом оглашения является торжественность совершения Крещения. Новообращенному человеку все должно показывать, важность и ответственность момента духовного рождения. Тщательная подготовка к Крещению несовместима с поточным способом проведения. Многие люди, пережившие подобное конвейерное Крещение долгие годы носят в душе неприятный осадок от холодного формализма, с которым им пришлось столкнуться. Наилучший вариант Крещения – это Крещальная Литургия. В ней само по себе разумеется и участие прихожан и хора и торжественность. Однако если нет возможности совершать Крещальную Литургию, можно торжественно провести и обычное Крещение по требнику. Для этого необходим хор, пономарь и участливые прихожане. Только на первый взгляд кажется, что хору на Крещении нечего делать. На самом, деле даже небольшое количество песнопений, исполненных красиво, создают ощущение торжественности, которое не может создать один священник, как бы он не старался. Кроме того, хор может очень удачно заполнять технические паузы, возникающие в связи с тем, что крещаемым нужно снимать одежду перед Крещением, надевать крестильную рубаху. В это время хор может распевать 31 псалом. Намного торжественнее звучит даже слово «Аминь» в тайносовершительной формуле Крещения, если его трижды пропевает хор. Сразу после Крещения или на праздничной трапезе в честь новокрещеных хор может исполнить поздравительные песнопения. Таким образом, если мы желаем сделать Крещение праздником, что адекватно выразит его важность и уникальность в жизни человека и в жизни Церкви, то без хора и прихожан нам не обойтись. А если мы желаем поскорее отделаться от лишней требы, то хор нам будет только мешать.

К вопросу о торжественности относится и состояние облачений, в которых совершается Таинство и вопрос сокращения его чина. Венчание обычно совершают полным чином и в красивых облачениях и с хором (хотя песнопений на Венчании не больше, чем на Крещении). Такого же отношения требует и Крещение.

В том случае, когда нет никаких условий для участия хора в Крещении, возможно создание «народного хора» из тех, кто пришел на Крещение. Часто самих крещаемых и их родственников в сумме бывает до нескольких десятков человек. При этом все они фактически не представляют, что они должны делать во время Таинства. В результате все гости превращаются в пассивных зрителей, а то и зевак, сами же крещаемые только выполняют указания священника. Совсем небольшое обучение позволяет сборище зевак превратить в участников молитвы. Для организации «народного хора» нужно объяснить присутствующим, во-первых, что их прямая обязанность, присутствуя на богослужении, молиться, во-вторых, даже если они раньше никогда не молились, то сейчас они могут начать это делать, в-третьих, необходимо объяснить людям, когда хор поет на Крещении самые краткие молитвы «Господи, помилуй» и «Аминь». После краткого инструктажа все присутствующие вполне успешно могут подпевать священнику вместо хора «Аминь» и «Господи, помилуй». Если люди поют неуверенно нужно их побудить петь громче и увереннее. Особенно радостно родители и родственники произносят «Аминь» во время погружения в купель и миропомазания. Столь малое нововведение позволяет значительно увеличить степень осознанного участия в Крещении крещаемых и их близких.

Естественно, что Крещение должно для взрослых совершаться только с полным погружением. Опыт обнинской ШНК показывает, что для торжественного Крещения взрослых достаточно, чтобы купель для взрослых была хотя бы в одном из храмов города (имеется в виду город 100 000 тыс. населения) или городского округа.

VI. Послекрещальная катехизация

Церковная жизнь человека не должна заканчиваться Крещением. Система оглашения должна подводить человека к порогу храма и открывать для него новые возможности жизни с Богом в Церкви, участия в таинстве Евхаристии, изучения веры. Уже во время посещения огласительных бесед необходимо расположить слушателей к участию в богослужении. В огласительной практике прот. Дмитрия Смирнова посещение богослужений в ходе обучения является обязательным пунктом. В других системах его не требуют. Тем не менее, важно, чтобы во время бесед (и на «Дне открытых дверей») людям было предложено посещение богослужений, рассказано о расписании служб. Также нужно познакомить людей с расписанием длительных катехизаторских занятий для прихожан, которые проводятся при храмах. Школа начальной катехизации должна направлять людей на дальнейшее обучение вере. Для священников, которые занимаются оглашением, появление новоначальных людей в храме после огласительных бесед ставит задачу последующего духовного окормления. В тех случаях, когда человек посещает богослужения, но не имеет возможности присутствовать на занятиях воскресной школы для взрослых, ему можно предложить систему заочного приходского образования. Данная система проста и доступна каждому прихожанину и священнику. Для организации необходимо подобрать ряд базовых книг и составить по ним вопросы для обсуждения. Человеку, который желает изучать веру после оглашения, но не имеет возможности посещать общие занятия, можно дать задание прочитать подобранные священником книги, а потом обсудить их. Читать человек может столько сколько захочет. Он в данном случае не ограничен временем. Главное, чтобы потом он мог рассказать о прочитанном. После прочтения указанного раздела или всей книги человек может договориться со священником и обсудить с ним ее содержание. При этом священник может проверить качество прочтения книги и обратить внимание прихожанина на наиболее важные аспекты в книге. Не секрет, что при отсутствии контроля со стороны священников значительное число прихожан не прочитывает рекомендуемые священниками книги или прочитывает некачественно. Когда же священник обсуждает с прихожанами содержание прочитанного, он научает их правильно обращаться с духовной литературой.

VII. Заключение

Катехизация – это один из важнейших аспектов воцерковления, который нельзя рассматривать вне уклада приходской литургической и внебогослужебной жизни. Соответственно организация качественной катехизации требует изменения уклада приходской жизни. Кроме того, катехизация – это работа, направленная на ту сферу церковной жизни, которая граничит с внешним миром. Поэтому катехизаторская работа требует координации с миссионерской деятельностью с одной стороны и с внутренней жизнью Церкви с другой.

Как показывает практика введения в г. Обнинске обязательной катехизации, существенная часть новообращенных, прошедших через систему последовательного воцерковления, а также те, кто готовился к венчанию или крещению ребенка, изменяют отношение к Церкви, проявляют готовность вести осмысленную духовную жизнь, являются невосприимчивыми к околоцерковным суевериям и радикальным концепциям, а также более активно присоединяются к социальным инициативам своих приходов. Подготовка к участию в Таинствах позволяет не только ознакомить новообращенных с основами веры и указать направление дальнейшего духовного развития, но и помогает человеку преодолеть как психологический барьер в общении со священником, так и чувство отчужденности, которое неизбежно возникает при вхождении человека в новую и непонятную для него социальную общность.
Иерей Георгий Казанцев.
Отдел религиозного образования и работы с молодежью Калужской епархии
http://www.parus-ekb.ru/m>issionerpg1/826/
Категория: Новости | Просмотров: 675 | Добавил: fronstion | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Категории раздела
Новости [93]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Острова мальта доступными тайвань.
  • Правила сессии специалистами содержимому.
  • Причастие проповеди wichorowski migrodzkiego.
  • Баррио новости editores автора литература.
  • Малага мадриде германии новости urkullu.
  • copyright телефон: переводы.


  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz