Воскресенье, 19.05.2024, 07:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2010 » Ноябрь » 19 » Принципы построения японского интерьера
18:24
Принципы построения японского интерьера
обеспечить устойчивость сооружений в условиях по-

В наши дни невозможно в точности оценить влияние культур разных народов
на современное строительство, архитектуру и дизайн. Начиная со второй половины XX века и по сей день в мире особенно сильно ощущается японское влияние. Прошло около трехсот лет, с тех пор как европейцы открыли для себя самобытную культу-
ру Страны восходящего солнца, включающую
хайку, икебану, дзен, харакири, нэцкэ, бонсай,
кимоно, саке, суши и пр. Но, несмотря на колоссальное
желание и приложенные усилия, они до сих пор не
пришли к глубокому пониманию японского духа и прин-
ципов. Правда, многие специалисты считают, что имен-
но японская культура единственная из восточных, ко-
торую способны понять европейцы, так как она
«спрессована» до последней стадии. Например, если
взять военное искусство, то там, где у китайцев
18 взмахов меча, у японцев один, но самый верный; в
искусстве каллиграфии у китайцев иероглифы изящ-
но усложненные, а у японцев то же самое делается од-
ним росчерком кисти.
По словам Эйзенштейна,увлеченного вначале Япо-
нией, но вскоре перенесшего свое внимание на Китай,
«японцы и китайцы как бы повторяют соотношение:
римляне – греки древности или американцы – евро-
пейцы современности. Такое же соотношение меха-
нического и иррационального. Там, где у греков тайна
золотого сечения, у римлян – простая кратность. Ме-
ханически двухмерны концепции рационализатооов-
японцев. Первичны, органичны, оригинальны именно
китайцы». Китайская культура для европейца слиш-
ком сложна и многословна, поэтому до сих пор воспри-
нимается как экзотика, а вот японская – проста, понят-
на, ей легко можно подражать. Однако подобное впе-
чатление, как правило, производит лишь традиционный
дом и его убранство.
1 \
Пространственное решение дома т \
Традиционный японский дом кардинально отличается
от европейского безыскусной простотой и пустотой
комнат (все вещи убраны в шкафы, практически сли-
вающиеся со стеной), отсутствием декоративных изли-
шеств, сдержанной и приглушенной палитрой.
Основной строительный материал в Японии – де-
рево. Из него изготавливали стойки и балки, которые
образовывали каркасную конструкцию, поддерживав-
шую кровлю. Каркасная структура японских строений
сложилась исторически, вследствие необходимости
обеспечить устойчивость сооружений в условиях по-
вышенной сейсмичности. В качестве покрытия кров-
ли использовали кору кипариса, солому, черепицу.
Для предохранения от воздействия влаги стойки ус-
танавливали на камнях. Ритмическая и конструктив-
ная основа дома прочитывается в числовых пропор-
циях, подчиненных модульному принципу, в основе
которого лежит размер соломенной циновки татами
(1,8 х 0,9 м): внешние габариты дома и всех помеще-
ний делают кратными размерам циновки.
Строительство из дерева позволило стандартизи-
ровать заготовки деталей для сборки дома на осно-
ве модуля. Благодаря каркасной структуре наружные
стены – сёдзи – не несут никакой нагрузки. Они
представляют собой раму, затянутую полупрозрач-
ной рисовой бумагой, которая хорошо пропускает
свет и препятствует проникновению прямых сол-
нечных лучей вовнутрь. Для внутренних перегоро-
док – фусума – использовали плотную бумагу напо-
добие картона. Перегородки и стены были
раздвижные и двигались по специальным желобкам
в полу и балках потолка.
Раздвинутые фусума открывали взору другие поме-
щения. В зависимости от того, какие именно фусума
раздвигались, менялась конфигурация пространства. В
соответствии со стандартными размерами конструктив-
ных элементов дома одинаковыми были и размеры фу-
сума. Если они были расписными,то в их композиции пре-
обладала горизонтальная направленность (высота фусума
приблизительно равнялась 170-180 см, а ширина рос-
писи, например, на четырех фусума – нескольким мет-
рам). Иногда внешние стены делали решетчатыми, их
изготавливали из бамбука или камыша. Для потолка ис-
пользовали деревянные доски, покрытые лаком. В зим-
нее время наружные стены закрывали деревянными
скользящими перегородками – амадо. Причем дерево как
внутри, так и снаружи оставалось неокрашенным: суч-
ки, трещины, волокнистая фактура создавали природный
декоративный эффект. Несмотоя на кажущуюся лег-
кость, дома из дерева и бумаги прочны и выдерживают
обильные снегопады и ливни.
Культ природы. Японцы воспринимали внутреннее
пространство дома как часть окружающей природы. Че-
ловек всегда смотрел из интерьера вовне, созерцал ли
он классический монохромный пейзаж или открывавший-
ся при раздвинутых наружных стенах специально орга-
низованный сад. Культ природы, поэтизация ее мотивов,
явлений и форм обусловили осознание красоты натураль-
ного материала, стремление выявить его сущность в
конструктивной логике предмета, подчеркнуть особен-
ности фактуры и цвета. Часто на стенах изображают де-
ревья, птиц, небольшие водопады, позволяющие тракто-
вать дом как маленький фрагмент природы. Внешняя
стена сдвигается – и вот уже реальные холмы и деревья
становятся частью комнаты.
Магия тени. Предки японцев жили в плохо освещен-
ных помещениях. Это привело к тому, что они открыли
для себя красоту и мистическое значение тени в жилом
помещении. В представлении японца яркий дневной
свет отвлекает, мешает понять и оценить всю прелесть
обстановки. В классическом эссе под названием «Похва-
ла тени» знаменитого японского писателя XX века,тон-
кого и проницательного наблюдателя японской жизни Та-
нидзаки Дзюнъитиро приоткрывается завеса
национального понимания пространства и композиции
жилища. Строя дом, «японцы прежде всего раскрывают
над ним зонт-кровлю, покрывают землю тенью, а затем
уже в тени устраивают себе жилье». И действительно, по-
лумрак в японском интерьере, ощутимый за счет выно-
са крыши (около метра) и бумажных раздвижных стен,
наполняет дом безмолвным диалогом света и тени, со-
зерцание которых стало самой совершенной школой
творчества. Японцы удаляют от себя солнечные лучи,
устраивая перед жилыми комнатами навесы или длин-
ные веранды, В результате даже при раздвинутых наруж-
ных стенах прямые солнечные лучи не проникают в жи-
лые покои.
Убранство интерьера
Внутреннее пространство дома свободно. Оно олицетво-
ряет образ тии’ины и покоя, создает идеальный фон для
немногочисленных предметов, появляющихся лишь по
мере необходимости и в то же время привлекающих к се-
бе внимание. Отсюда повышенная эстетическая нагруз-
ка на них. К вещам японцы относились двояко. С одной
стороны, буддийское учение о бренности мира исключа-
ет долгое служение вещи человеку: «Проходят чувства,
гибнут империи, как миг, проходит человеческая жизнь».
Вещь в этой системе мировосприятия не более чем миг.
С другой стороны, вещь имеет сакральное измерение. В
системе синтоистских верований она выступает в каче-
стве синтай (тела божества) и нередко отождествляется
с ее хозяином. Отсюда умение ценить красоту, старину из-
делия, которое никогда не переходило у японцев в вещизм.
В японской гостиной всегда имелась ниша – токо-
нама, или токо (где размещали свитки живописи, кал-
лиграфии, ставили курильницу, вазу с цветами), ниша
с окном и подоконником цукэ-сёин (ее использовали
как стол для чтения и п исьма). Рядом с токонама асси-
метрично располагались полки для книг – тигаидана.
Каждый из этих элементов появился на ранней стадии
развития архитектуры и постепенно приобрел симво-
лическое значение. Немногочислен ные бытовые пред-
меты японцы складывали в ступенчатые шкафы тансу,
встроенные ниши шигай-дана, а также в лаковые коро-
бочки и шкатулки.
Дома знати отличались пышны м декором и четким зо-
нированием внутреннего пространства, которое выража-
лось в разных уровнях пол а. В зависимости от престиж-
ности помещений,тот или иной уровень в закодированной
форме заключал в себе идею вертикальных обществен-
ных связей, отношений высшего и низшего по статусу. Это
понятие включает в себя и четкую иерархию мест в до-
ме для каждого члена семьи (есть места более и менее
почетные, для хозяина, для женщин, для слуг). Самое
престижное место находится рядом со встроенной ком-
позицией из трех ниш – токонома, цукэ-сеин и тигаида-
на. Это наиболее удаленная от входа часть простран-
ства, имеющая самый высокий уровень пола.
Неотъемлемым элементом японского интерьера яв-
ляются соломенные циновки татами, служащие одновре-
менно и полом, и кроватью. Наверн ое, поэтому площадь
в современных квартирах японцы измеряют в татами: 5 та-
тами равны 10 мг. На ночь поверх татами кладут мягкий
матрас футон («поле для любовных битв»), который ут-
ром сворачивают и убирают во встроенный стенной
шкаф. Около спального места иногда можно встретить
бумажный фонарь с реечным прямоугольным каркасом
и открывающимися створками. В качестве мебели для си-
дения японцы долгое время использовали подушки дза-
бутон. У представителей знати имелись кресла, напоми-
навшие складные стулья со скамеечкой для ног. В качестве
стола использовали лаковые письменны в столики высо-
той 20-40 см, с выдвижными ящичками. В ходу были и
сервировочные столики разнообразных форм: прямо-
угольные, квадратные, в виде ажурных лаковых мини-та-
буретов, а также круглые – как деревянные, так и плете-
ные, иногда с вращающимся внешним кругом для удобства
раздачи угощений. Все в интерьере было рассчитано и
приспособлено к жизни на полу. Сад и предметы искус-
ства также рассматривали сидя. Предметы мебели -
письменные и сервировочные столики, шкафчики, полоч-
ки – кажутся крохотными при восприятии стоя, но в си-
дячем положении диспропорция исчезает.
Сундуки, миниатюрные комоды с хаотично располо-
женными выдвижными ящичками, с изящной металли-
ческой фурнитурой, маленькие шкафчики-ларчики с ми-
ниатюрными выдвижными ящичками, шкатулки для
письменных принадлежностей, украшенные шелковы-
ми шнурами и красивыми кистями изящные подставки
для книг и, конечно, ширмы создавали особый колорит
японского дома. Эти предметы до сих пор вызывают вос-
хищение и желание им подражать, так как отличаются
прекрасным вкусом, продуманностью до мельчайших де-
талей, единством формы, материала, фурнитуры и от-
делки, чистотой и точностью выполнения, безукориз-
ненной доводкой всех деталей.
иКак создать японский интерьер
Модный сегодня стиль яп энского жилища совершенно не
сочетается с нашим национальным представлением об
уюте. По своей культуре и образу жизни украинцы склон-
ны захламлять пространство вещами, поэтому квартира
в этом стиле может показаться слишком пустой, скучной
и, вполне вероятно, после тщательного проектирования
и отбора предметов быстро заполнится безделушками.
Традиционное японское жилище исходно тяготеет к ме-
дитативности, освобождению и отказу от лишнего. Если
задуматься, то, действительно, нагромождение предме-
тов отвлекает от хороших мыслей.
Главный принцип японского дома – мобильность внут-
реннего пространства, которое меняется в зависимости
от ситуации: одни предметы появляются в помещении,
а другие из него убираются. Если, например, в комнату
вносят столик, то что-нибудь другое выносят. Поэтому в
интерьере мало мебели: журнальный столик, деревян-
ная тумба или этажерка, низкая кровать или матрас на
полу. Никаких диванов, кресел, шкафов. Вместо шка-
фов лучше сделать ниши в стене или фальшстену для уст-
ройства ниш, в которых можно хранить одежду, посуду,
книги и т. д. Мебель нужно подбирать низкую, изящную
и функциональную. Это могут быть выполненные из де-
рэва легкие точен ые столики, вокруг которых можно си-
деть на покрытом циновками полу или низких мягких тум-
бах, а также распластавшиеся по полу, как татами, низкие
диваны и кровати, которые есть в коллекции любой ма-
ло-мальски «продвинутой» фирмы.
Непременная составляющая интерьера – раздвиж-
ные перегородки, затянутые рисовой бумагой или закры-
тые матовым молочным стеклом (современный вари-
ант), разграфленные деревянными планками на
прямоугольники или квадраты. Они достаточно прозрач-
ны, чтобы пропускать свет, и в то же время прочны и на-
дежны, чтобы служить барьером для уединения. С их по-
мощью можно моделировать комнату по мере
надобности. Для зонирования пространства можно уст-
роить перепады уровней пола. Этот принцип сегодня до-
вольно часто используют украинские дизайнеры ин-
терьеров. В качестве напольного покрытия подойдут
паркет из бамбука, покрытие из растительного волок-
на – кокоса, сизаля, болотного тростника.
Помимо раздвижных перегородок можно воспользо-
ваться еще одним средством временного зонирования -
ширмами. До изобретения раздвижных перегородок шир-
ма была главным средством моделирования японского
интерьера. Она имеет китайское происхождение, но позд-
нее органично вошла в японский быт. Ширма экономич-
на сточки зрения затраченных усилий и средств и мобиль-
нее перегородки. Она может трансформироваться,
свободно перемещаться по комнате и влиять на простран-
ство вокруг себя. За ширмой можно спрятать постель,
неприбранный рабочий столг детскую кроватку; она по-
могает отделить часть пространства для приема гостей, ра-
боты и сна. Ширма состоит из нескольких створок, каж-
дая из которых представляет собой деревянную раму,
обтянутую с обеих сторон шелком, бумагой, украшенную
деталями из резного дерева, бамбуковой соломкой и дру-
гими материалами. Створки располагаются подуглом друг
к другу. Ширмы-гиганты имели до 12 створок и в развер-
нутом виде достигали 8 м. Их расписывали тушью, укра-
шая пейзажными мотивами, каллиграфией, стихотворны-
ми надписями на фоне узора с птицами и цветами.
Пропорции ширмы всегда связаны с пропорциями дома,
а ее росписи в почти пустом пространстве акцентируют на
себе внимание, становятся декоративной доминантой.
Философия японского интерьера – это не только пус-
тота, но и гармония с природой, до полного в ней раст-
ворения. Природа проявляется в цвете, материале, фак-
туре. Основной цгэт – осенний,теплы и, спокойный, цвет
жухлой травы, опадающей листвы. Материал – натураль-
ное дерево, обязательно с просматриваемой текстурой.
Для оформления прекрасно подойдут бамбук, соломка,
рисовая бумага. Палитра пространства создается из рас-
чета на приглушенное освещение, без теней и прямых сол-
нечных лучей, то есть на мягкий и рассеянный свет. Ему
соответствуют обыкновенные лампы накаливания, кото-
рые можно поместить в бумажные абажуры, напомина-
ющие традицией ные японские фонарики из рисовой бу-
маги. В то же время можно использовать встроенное в
подвесн эй потолок освещение, а также осветительные при-
боры современного дизайна, выполненные из молочно-
го стекла, с четкой и лаконичной геометрической формой.
Многие зарубежные фирмы, представляя на украинс-
ком рынке свою продукцию, обязательно предлагают и
«минималистические» модели, выполненные п эд влиянием
традиционной японской эаетики. Их отличают просто-
та и графичность форм, четко выраженная конструктив-
ная идея, отсутствие декора, идеальное качество. Это
коллекции корпусной и мягкой мебели, сантехники, ке-
рамической плитки, осветительных приборов, изделий
из текстиля. Также в продаже имеются аксессуары, с по-
мощью которых можно дополнить предметный ряд,
приблизив образ интерьера к первоисточнику.
В японском интерьере непременно должна быть од-
на открытая ниша в стене (токонома) – прямоугольная,
вытянутая в высоту, слегка приподнятая над полом. Иног-
да делают композицию из нескольких вертикальных и го-
ризонтальных ниш. Главная ниша будет служить своеоб-
разным духовным центром жилища – алтарем красоты.
Это место для дорогого хозяевам предмета – картины, ва-
зы. Достаточно одной такой вещи на весь дом, ведь она
сделана руками мастера, а не на заводе и поэтому дос-
тойна восхищения. Немногочисленные предметы и ак-
сессуары создают завершающий аккорд эстетического
восприятия интерьера.
Чтобы придать особое обаяние дому, можно исполь-
зовать чайные сервизы, традиционные круглые и квад-
ратные керамические блюда, палочки для еды, хранящи-
еся в специальных подставках, лари и шкатулки,
расписанные вручную. Последние ставят обычно на
покрытый циновками пол. Емкости для хранения разно-
образной домашней утвари обычно тщательно обрабо-
таны и оформлены: они покрыты слоями цветного лака,
черного или красного, на который нанесен кисточкой тон-
чаиший рисунок или орнамент. Иногда ихукрашают инк-
рустацией, для которой используют перламутр или ме-
таллическую фольгу.
Органично вписались в интерьеры современных до-
мов растения, оформленные в японской стилистике:
икебана и карликовые деревья бонсай. Эстетический
принцип икебаны – простота, которой, по мнению япон-
цев, можно достичь только благодаря вы явлению есте-
ственной красоты растений, цветовым контрастам, под-
бору фактур и асимметричным решениям. Высота
каждой части композиции имеет символическое значе-
ние, заложенное художником. Верхняя часть икебаны
олицетворяет небо, средняя связана с человеком, а
нижняя с землей. Украшая п омещение в японском сти-
ле, нелишне знать, что символизирует каждый исполь-
зуемый цветок, веточка, лист. Самое удачное место для
икебаны – ниша-токонама. Именно там она восприни-
мается как эмоциональная доминанта интерьера. Япо-
нец никогда не поставит вазу посредине стола или ни-
ши, а сдвинет ее чуть-чуть в сторону, ведь в природе нет
ничего симметричного.
Конечно, достичь гармонии минимальными средства-
ми – задача сложная, ведь в таком интерьере каждая де-
таль значима, а любая случайность разрушает совер-
шенство творения. Но, если результат окажется
положительным, можно будет глубокомысленно вздох-
нуть, расположившись на довольно жестком ложе-тата-
ми с томиком Басе, и, время от времени поглядывая на
гравюру Хокусая, предаться размышлениям.

Историческая справка

Первая попытка включения японских мотивов в ев-
ропейский интерьер была предпринята во времена ро-
коко. Тогда Европа была увлечена Востоком и под
восточными странами подразумевала Турцию, Ин-
дию, Японию и Китай. Собирательный образ экзоти-
ки вылился в направление шинуазри, что в переводе
с французского означает «китайщина». В оформле-
ние галерей, кабинетов, павильонов активно включа-
ли привезенные из Японии и Китая фарфор, текстиль,
лаковые шкатулки, которые создавали обобщенный
образ Востока как воплощения любви, неги и
чувственности. Правда, он мало походил на оригинал
и больше напоминал восточную сказку, на фоне ко-
торой разыгрывались элеган гны э сцены из придвор-
ной жизни. Восточным диковинкам отводлли отдель-
ные комнаты, вазами и чашами оформляли простенки
между дверями и зеркалами.
Второй всплеск моды на Восток произошел в сере-
дине XIX века и назывался «японизм» (это понятие
включало в себя также все китайское). Он был свя-
зан с открытием для европейцев японской гравюры,
которая во многом определила пути развития евро-
пейского изобразительного искусства, повлияв на
творчество таких известных художников, как Модиль-
яни, Уистлер, Климт, Ван Гог, Моне, Пикассо. В это же
время впервые в европейский быт настойчиво про-
никают элементы японского интерьера – инкрустиро-
ванные перламутром ширмы, лакированные столики
и шкафчики. В Париже открываются японские кафе
и магазины колониальных товаров, где любой чело-
век может купить приглянувшуюся вещицу (мебель,
кимоно, веер, палочки для еды). Появляются первые
интерьеры, оформленные в японском стиле. Так, нап-
ример, архитектор Э. Годвин построил для художни-
ка Уистлера «Белый дом», в оформлении которого
был использован японский принцип чистоты и пус-
тоты пространства, резко контрастировавший с об-
щепринятыми нормами. Умение японцев превращать
природный мотив в декоративный узор европейские
мастера повторяют в стиле Аг1 Моиуеа (ар-нуво, или
модерн). Линии, хризантемы, стрекозы, морские вол-
ны, водоросли появляются в рисунке тканей, обоев,
мебели, оформлении комнат.
Охотно использовали главные принципы организации
интерьера по-японски отцы современной архитекту-
ры и дизайна Ф. Л. Райт, Ле Корбюзье. Ч. Макинтош,
а во второй половине XX века – поклонники минима-
лизма, желающие увидеть истинную красоту в прос-
тоте и рационализме. Специалисты утверждают, что
минимализм глубокими корнями связан с западноев-
ропейским протестантизмом и японским синтоиз-
мом, для которых органичны скупость быта и отсут-
ствие предметного ряда. Такая среда располагает к
философским размышлениям, в ней категория кра-
соты переходит в категорию пустоты.
В наши дни японский стиль прослеживается в орга-
низации пространства – пустоватого, функционально-
го. – в выборе неяркой природной палитры, в замене
стен подвижными перегородками, а штор – просты-
ми экранами, в использовании натуральных матери-
алов, особенно дерева, а также безукоризненном ис-
полнении.

Категория: Новости | Просмотров: 940 | Добавил: fronstion | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Категории раздела
Новости [93]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Острова мальта доступными тайвань.
  • Правила сессии специалистами содержимому.
  • Причастие проповеди wichorowski migrodzkiego.
  • Баррио новости editores автора литература.
  • Малага мадриде германии новости urkullu.
  • copyright телефон: переводы.


  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz